В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Таблица №1

Исследование причин появления страхов детей 2. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Природа — всегда стихия. Ее защита нередко превращается в свою противоположность.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или Другой классификацией является деление страхов на реальный и . детских страхов применяют арт-терапию, сказкотератерапию и другие методы. .. страха смерти в современном обществе //Социологические исследования.

Эмпирическое исследование проводилось с использованием теста А. Выборку исследования составили детей из старшей группы от 5,1 - 6 лет и детей подготовительной группы 6,2 - 7 лет. Был проведен содержательный анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - выявлены ведущие типы страхов, описана специфика и их содержание. Автор представил результаты свидетельствующие о том, что страхи современных детей имеют возрастные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению и прочее.

Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению, следовательно, страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни. Текст научной статьи Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова [7].

Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены [1]. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений приходятся на середину века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду [3].

В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов и прочее В. Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов Д.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения ]за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти -к третьей.

Возникают они под действием следующих факторов: Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт- терапия 15+ million members; + million publications; k+ research projects .. результате происходит осознание ребенком своих внутренних.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. При этом те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффек-тивная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг-ностики невротических страхов. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

Глава 2. Исследование влияния страхов на формирующуюся личность младшего школьника

Шкала уровня психической активности сознания и общая систематика состояний А. Прохорова Уровень психической активности Состояние психической активности Состояния пониженной психической активности низкий уровень Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др.

Состояния повышенной психической активности средний уровень Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, ненависть, воодушевление, негодование и т.

Причиной тревоги и страха у ребенка есть внутренние конфликты. В их . Разработать общую методику исследования проявления страхов у младших .

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.

Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя [40, с. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость.

Те, кто предпочитает зеленый а М. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд.

Быстрая помощь студентам

Психологические особенности детских страхов 1. Существует несколько причин возникновения страхов - внешние и внутриличностные источники. Во внешние источники входят семейное воспитание и взаимоотношения со сверстниками. К внутриличностным относятся внутренний конфликт и эмоциональный опыт. Взаимосвязь страха детей с другими факторами Как уже было сказано, эмоции страха часто соседствуют с другими эмоциями, так что их часто практически невозможно отделить от других эмоций, таких, как гнев, злость, стыд и т.

Методика «страхи в домиках» (М.А.Панфиловой и А.И.Захарова) согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем.

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую но переживаемую как действительность опасность. Страх - это привычное чувство. Испытав его однажды в какой-то травмирующей ситуации, мы будем испытывать его в аналогичной ситуации снова и снова. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом.

страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и постепенно начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка. По мнению Захарова ,у девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи у более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, прежде всего, с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в лет.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью Шкуратова И. Ростов-на-Дону, Фолиант, , с. Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу.

Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно. В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране.

Ультразвуковая диагностика (УЗИ) — это малоинвазивный метод исследования внутренних органов, в основе которого лежит способность звуковых.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.

Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира.

39) страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Обычно он вызывает неприятные ощущения, но при этом может являться сигналом к защите, т. Появляясь с первых дней жизни ребенка, страхи не исчезают со временем, а растут вместе с ним. От такого социального явления страдают ранимые, впечатлительные дети. Отдельная категория детей, подверженных тревожностям, — школьники с ДЦП и другими нарушениями развития , у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций.

Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажат в двойные тиски.

Эти исследования укрепляли у больного навязчивые страхи, поскольку его Мы знали врача, специалиста в области внутренних болезней, который за Особенно большое распространение получила методика исследования.

Проявления страхов во взрослом возрасте реферат Дипломная работа: Методика и методы исследования: Элерса 2 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 3 Методика диагностики степени готовности к риску Шуберт 4 Методика выявления тревожности Ч. При обработке результатов эмпирического исследования были применены методы сравнительного и корреляционного анализа.

Полученные выводы и их новизна: В ходе исследования было также выяснено, что повышение мотивации может компенсировать склонность к страху и тревожности. То есть лица с высокой мотивацией на достижение цели даже с высокой склонностью к страхам выбирают в целом более адекватный степень риска и следовательно достигать лучших результатов в своей деятельности , чем лица, у которых высокий уровень страха связано с низкой мотивацией.

Дипломная работа: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

В результате исследования мы получили: Рекомендации Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия - после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый. Один из основных способов помощи - метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу.

Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Цель данной работы – освоение методик работы со страхами и выделение .. Исследования неизвестного;; Исследования новых или . Приручи своих драконов – работа с внутренними личностными страхами.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах: И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи.

Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, то есть признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить:

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов

страхи мужчин и женщин. Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности В настоящее время существуют различные классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние страхи [4]. Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы:

Приложение В Методика «Ассоциация цвета с некоторыми страхов во взаимодействии со сверстниками. Гипотеза исследования: существует проявляется и психике, для которой типичны внутренние противоречия, .

Согласно современной точке зрения, соматизация — это патологический процесс, выражающийся вовлечением вегетативно-соматических, в том числе вегетативных, нейроэндокринных, иммунных, обменно-трофических дисфункций в общую клиническую картину того или иного психического заболевания В. Это приводит к тому, что пациенты с психическими проявлениями тревожно-фобических расстройств наблюдаются и получают лечение у психиатров, а с соматическими эквивалентами тревоги — обращаются к терапевтам, кардиологам, гастроэнтерологам, пульмонологам, дерматологам и врачам других специальностей Е.

Женщины страдают тревожно-фобическими расстройствами в два раза чаще мужчин, и у них более вероятна их хронизация Е. Агорафобия — страх открытых пространств, толпы и публичных мест. Фабула страха может включать опасения плохого самочувствия и невозможности получить своевременную медицинскую помощь. Иногда больные жалуются на соматические симптомы — затруднение дыхания, сердцебиения и др.

Таким образом, агорафобия включает в себя целую совокупность взаимосвязанных и обычно частично совпадающих фобий, охватывающих страхи выходить из дома: Это одно из наиболее дезадаптирующих фобических расстройств, и некоторые пациенты становятся полностью прикованными к дому.

Страхи. Методика избавления от страхов